Мероприятие 21 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов»
В 2019 году в Липецкой области реализуется мероприятия 21 «Повышение качества образования в школах с низким результатами обучения и в школах,функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов» государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области».
Целью программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, (далее – Программа), является преодоление разрыва в образовательных возможностях и достижениях детей, обусловленных социально-экономическими характеристиками их семей, территориальной отдаленностью и сложностью контингента за счет
повышения педагогического и ресурсного потенциала школ.
Завершился региональный конкурс муниципальных программ повышения качества образования в ходе реализации мероприятия 21. С 2017 года, на протяжении трёх лет, МБОУ ООШ с. Екатериновка является участником мероприятия государственной программы РФ «Развитие образования».
С 16 сентября по 30 октября 2019 года проходил региональный конкурс на лучшую модель внутришкольной системы оценки качества образования среди образовательных организаций – участников региональной программы реализации мероприятия 21.
По итогам конкурса МБОУ ООШ с. Екатериновка получила Сертификат победителя регионального конкурса на лучшую модель виутришкольной системы оценки качества образования средн образовательных организаций-участников региональной программы реализации мероприятия 21 «Повышение качества образовання в школах с низкими результатами обучения н в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов н распространения их результатов» государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» в 2019 году.
Победителями регионального конкурса так же стали программы муниципальных образовательных систем: Тербунского муниципального района, Лебедянского муниципального района, Грязинского муниципального района, Елецкого муниципального района.
С 15 по 30 сентября 2019 года руководители образовательных организаций с низкими результатами обучения и имеющих неэффективные модели управления проходят стажировку по теме «Практика управления образовательной организацией» на базе региональных инновационных площадок.
17 июня - 23 августа 2019 г. педагоги и руководители образовательных организаций – участниц региональной программы по реализации мероприятия 21 проходят повышение квалификации по вопросам повышения качества образования.
28 марта 2019 г. на консультации с ведущими экспертами в области математического образования учителя математики школ – участников региональной программы по реализации мероприятия 21 рассматривали сложные случаи в заданиях ОГЭ 2019 года, обсуждали методические приемы их изучения.
26 марта 2019 г. состоялась консультация для учителей русского языка и литературы образовательных организаций – участников региональной программы по реализации мероприятия 21 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов» государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» по теме «Преподавание русского языка как родного и родной литературы». В ходе консультации педагоги рассмотрели специфику рабочих программ по предметам «Русский язык как родной», «Родная литература», вопросы методики преподавания данных учебных предметов в основной и средней школе.
8 – 9 апреля 2019 г. руководители образовательных организаций – участниц региональной программы по реализации мероприятия 21 на курсах повышения квалификации изучают технологические подходы к разработке и реализации программы перехода школы в эффективный режим работы.
2 апреля 2019 г. - заключен договор о сотрудничестве между МБОУ ООШ с. Екатериновка и МБОУ гимназией №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
С 1 по 19 апреля 2019 г. педагоги школ – участников программы по реализации мероприятия 21 проходят повышение квалификации по программе «Организация образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нозология «умственная отсталость»)». Учителя изучили организационные, программно-методические условия инклюзивного образования в очно-заочной форме обучения.
13 февраля 2018 г. в рамках регионального сетевого образовательного проекта по методической поддержке школ с низкими образовательными результатами, основанного на межшкольном партнерстве и сетевом взаимодействии школ с разным уровнем качества результатов обучения «Равенство образовательных возможностей», на базе МБОУ гимназии № 19 г. Липецка состоялся региональный семинар-практикум «Эффективное управление школой: подходы к организации внеурочной деятельности».
21 февраля 2018 г. в рамках регионального сетевого образовательного проекта по методической поддержке школ с низкими образовательными результатами, основанного на межшкольном партнерстве и сетевом взаимодействии школ с разным уровнем качества результатов обучения «Равенство образовательных возможностей», на базе МБОУ лицея с. Хлевное состоялся региональный семинар-практикум «Управление профессиональным ростом учителя: технология оказания адресной методической поддержки в преодолении затруднений».
29 февраля 2018 г. в рамках регионального сетевого образовательного проекта по методической поддержке школ с низкими образовательными результатами, основанного на межшкольном партнерстве и сетевом взаимодействии школ с разным уровнем качества результатов обучения «Равенство образовательных возможностей», на базе МБОУ «Лицей № 1 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б. А. Котова» состоялся региональный семинар-практикум «Сетевое взаимодействие педагогов школ с низкими образовательными результатами как способ повышения качества образования». Участие в работе семинара приняли представители 25 образовательных организаций – участников региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях из 7 районов Липецкой области. Заинтересованное обсуждение вызвал вопрос: мотивационный способ управления персоналом. Участники семинара посетили открытые уроки коллег, состоялся экспертный анализ урока в модели «эффективная школа».
16 апреля 2018 г. в рамках реализации мероприятия 21 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области» проведен межшкольный семинар «Опыт МБОУ средней общеобразовательной школы № 8 г. Липецка по реализации программы перехода в эффективный режим работы». В ходе семинара обсуждались вопросы повышения качества преподавания, профессионального развития педагогов, организации работы с родителями. Участие в работе семинара приняли представители 15 образовательных организаций – участников региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях из 5 районов Липецкой области. Участники семинара посетили открытые уроки коллег, состоялся экспертный анализ урока в модели «эффективная школа».
24 апреля 2018 г. состоялся семинар на региональной площадке по реализации муниципальных программ повышения качества образования МБОУ СОШ с. Красное Краснинского муниципального района «Профессиональная компетентность – формула успеха современного педагога». Представители муниципальных образовательных систем региона обсуждали подходы к реализации программ повышения качества образования, к разработке индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. В ходе практической части участники семинара знакомились с технологиями профессионального и личностного развития педагогов; с практикой организации и контроля образовательной деятельности на основе дистанционных и информационно-коммуникационных технологий; изучали использование кейс-технологии, проектной технологии, творческие методы и способы проведения уроков-путешествий, уроков-размышления в урочной и внеурочной деятельности.
27 апреля 2018 г. состоялось заседание рабочей группы по реализации 21 мероприятия «Повышение качества образования в школах с низким результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» по вопросу разработки и реализации муниципальных мероприятий, осуществлению видов деятельности ресурсного центра. Площадкой для профессионального общения (модель учительского роста), в соответствии с приказом отдела образования, определена МБОУ СОШ №2 им.М.И.Третьяковой с.Доброе, где в настоящее время созданы все условия для профессионального роста педагогов и улучшения их социального статуса на основе активизации имеющегося учительского потенциала, прошло в формате конструктивного диалога между всеми участниками совещания.
С 28 апреля по 15 мая 2018 года в образовательных организациях - участниках региональной программы реализации мероприятия 21 проходит мониторинг реализации программ перехода образовательных организаций в эффективный режим функционирования. На I этапе мониторинга изучается качества преподавания посредством диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов; выявления направлений совершенствования профессиональных компетенций педагогов. Качество управления образовательной организацией оценивается по анкете определения мотивов трудовой деятельности педагогов. Оценка качества школьной среды проводится по степени удовлетворенности организацией образовательной деятельности участников участниками образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей); выявлению изменений качества школьной жизни. Результаты I этапа мониторинга 2018 года
17 мая 2018 года в МБОУ ОШ №25 г. Липецка состоялся межшкольный семинар «Опыт МБОУ «Основная школа №25 имени героя России А. В. Теперика» г. Липецка по реализации программы перехода в эффективный режим работы».В ходе семинара обсуждались механизмы реализации программы перехода в эффективный режим работы, вопросы повышения качества преподавания, развития образовательной среды, профессионального развития педагогов. В семинаре приняли участие 28 руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций Липецкой области, участники региональной программы реализации мероприятия 21. Присутствующие на семинаре стали участниками заключительного этапа школьного конкурса профессионального педагогического мастерства «Учитель года 2018».
30 мая 2018 г. представители Добровского муниципалитета приняли участие в областном совещании с руководителями ОО, показавших низкие результаты по итогам ГИА в 2017году, по вопросу формирования «дорожной карты» и ее дальнейшей реализации. Совещание проходило под руководством ректора ГАУ ДПО «Институт развития образования» Л.А.Черных, проректора по научно-методической работе О.А.Притужаловой, зав.кафедрой управления образовательными системами О.В.Созонтовой, специалиста-эксперта отдела дошкольного и общего образования Управления образования и науки Липецкой области А.Б.Захарова. В ходе совещания решался ряд вопросов методической поддержки школ с низкими результатами, основанной на межшкольном партнерстве и сетевом взаимодействии, намечены совместные пути решения возникающих проблем. Также велся разговор об участии в конкурсе на лучшую программу ОО по переходу в эффективный режим функционирования.
28 и 29 августа 2018 г. в Добровском муниципальном районе состоялась муниципальная педагогическая конференция «Образование Добровского муниципального района: будущее рождается сегодня». Тема повышения качества образования, в рамках реализации муниципальной программы повышения качества образования, стала главенствующей в ходе прозвучавшего 28 августа на пленарном заседании докладе отдела образования, содокладов ОО. На секционных занятиях учителей - предметников проводился подробный анализ результатов ГИА и ОГЭ 2018 года в сравнении с предыдущим годом, рассматривалась динамика качественных показателей школ-участниц 22 и 21 мероприятий муниципальной программы за 2 года. Составлены планы работы РМО учителей-предметников на учебный год, направленные на дальнейшую реализацию программ перехода ООУ в эффективный режим функционирования.
25 октября 2018 г. на базе МБОУ ООШ с. Екатериновка Добровского муниципального района состоялся семинар для специалистов муниципальных органов управления образованием по теме «Практика реализация мероприятия 21 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»». Участники семинара познакомились с опытом Добровского района по поддержке школ с низкими результатами обучения и находящихся в сложных социальных условиях. Живой интерес вызвала реализация модели учительского роста на базе МБОУ СОШ № 2 с. Доброе имени М.И. Третьяковой; деятельность муниципального объединения педагогов «Лидер» по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями.
Был представлен опыт образовательных организаций района по усовершенствованию образовательной деятельности в целях повышения качества образования. Высокую оценку получила работа малокомплектной школы с. Екатериновка, в которой созданы условия для реализации для каждого обучающегося через активную урочную и внеурочную деятельность, работу объединений по спортивному туризму, предпринимательству, изобразительной студии «Краски», театральной студии «Ассоль».
Мероприятие ФЦПРО 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов»
МЕРОПРИЯТИЕ: ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования». 24 апреля 2017 г.
МЕРОПРИЯТИЕ: 24 – 25 апреля 2017 года в ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» в рамках мероприятия ФЦПРО 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» совместно с ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики» проведен обучающий семинар «Повышение качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: программы, модели, инструменты». В работе семинара приняли участие более 100 руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций – участников региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях. Основным предметом обсуждения стала модель эффективной школы. Эффективной принято называть школу, которая может обеспечивать «повышение жизненных шансов» всем своим ученикам. В такой школе создается среда, в которой все ученики, вне зависимости от того, каковы их возможности и проблемы, включая проблемы семьи, получают возможность для максимальных достижений и благополучного развития. Перевод школы в эффективный режим работы – цель реализации программ улучшения результатов школ, работающих в неблагоприятных социальных контекстах, то есть обучающих детей из наименее благополучных семей и часто работающих в неблагополучных территориях.
МЕРОПРИЯТИЕ: 28 апреля 2017 года в ГАУДПО Липецкой области «ИРО» состоялся семинар-практикум «Образовательный аудит в образовательной организации в целях разработки программы перехода школы в эффективный режим функционирования». Руководители образовательных организаций – участников региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, обсуждали методические материалы по проведению первого диагностического этапа мониторинга результативности программ улучшения образовательных результатов в школах. На семинаре был представлен опыт проведения образовательного аудита в школах в рамках регионального проекта «Равенство образовательных возможностей», основанного на совместном изучении образовательной системы школой, функционирующей в сложных социальных условиях, и школой-настав-ником. Участники семинара обсудили структуру и технологические подходы к проектированию программы перехода школы в эффективный режим работы.
МЕРОПРИЯТИЕ: АНКЕТИРОВАНИЕ обучающихся 8 классов. 02 мая 2017 г.
МЕРОПРИЯТИЕ: АНКЕТИРОВАНИЕ учителей школы. 03 мая 2017 г.
МЕРОПРИЯТИЕ: Комплексная контрольная работа для обучающихся 6 классов. 04 мая 2017 г.
МЕРОПРИЯТИЕ: Обработка результатов комплексной контрольной работы для обучающихся 6 классов. 05 мая 2017 г.
МЕРОПРИЯТИЕ: Обработка результатов анкетирования обучающихся 8 классов и учителей школы. 06 мая 2017 г.
МЕРОПРИЯТИЕ: Отправка результатов контрольной работы и анкетирования в ИРО г. Липецк. 10 мая 2017 г.
МЕРОПРИЯТИЕ: Семинар 12 мая 2017 г. в ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» в рамках мероприятия ФЦПРО 2.2
12 мая 2017 года в ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования» в рамках мероприятия ФЦПРО 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» проведен обучающий семинар «Разработка программ перехода школ в эффективный режим развития». В работе семинара приняли участие представители 66 образовательных организаций региона – участников программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях. Основным предметом обсуждения стала модель эффективной школы. Эффективной принято называть школу, которая может обеспечивать «повышение жизненных шансов» всем своим ученикам. В такой школе создается среда, в которой все ученики, вне зависимости от того, каковы их возможности и проблемы, включая проблемы семьи, получают возможность для максимальных достижений и благополучного развития. Перевод школы в эффективный режим работы – цель реализации программ улучшения результатов школ, работающих в неблагоприятных социальных контекстах, то есть обучающих детей из наименее благополучных семей и часто работающих в неблагополучных территориях. Нынешнее понимание эффективности управления связано не столько с управлением финансами и хозяйством школы (менеджмент), сколько с управлением образовательной программой школы для достижения учащимися приемлемых образовательных результатов (педагогическое лидерство). Руководители школ играют важную роль в реализации изменений в учебных заведениях. Они должны быть в состоянии управлять организационным и образовательным процессами, адаптируя школьную практику к внешним требованиям. Участники семинара приступили к разработке программ перехода в режим развития в сопровождении наставников- экспертов, участников регионального проекта « Равенство образовательных возможностей».
МЕРОПРИЯТИЕ: Семинар 29 мая 2017 г. в ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» в рамках мероприятия ФЦПРО 2.2
«Проектирование моделей учительского роста»
29 мая 2017 года ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» (далее – ГАУДПО ЛО «ИРО») в качестве ресурсного центра по реализации мероприятия ФЦПРО 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» совместно с ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» провел обучающий семинар «Проектирование моделей учительского роста». В работе семинара приняли участие представители 66 образовательных организаций региона – участников программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях. Основным предметом обсуждения стала модель учительского роста, проектируемая в регионе. Проект по внедрению моделей учительского роста в школах, функционирующих в сложных социальных условиях в Липецкой области находится на стадии разработки. В ходе семинара состоялось обсуждение системы методической работы МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка, МБОУ «Лицея № 3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка, участники семинары были приглашены к сотрудничеству, сетевому взаимодействию с инновационными площадками. Результаты входного мониторинга результативности реализации программ перехода школ в эффективный режим, который был представлен участникам семинара, позволит определить приоритеты при разработке программ профессионального роста учителей.
МЕРОПРИЯТИЕ: Курсы повышения квалификации с 29 июня 2017 г. по 01 июля 2017 г. в ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» в рамках мероприятия ФЦПРО 2.2
«Технологии организации образовательной деятельности в целях повышения образовательных результатов обучающихся» в объеме 20 ч.В ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования» в рамках реализации плана-графика мероприятия ФЦПРО 2.2. «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» с 26 июня по 12 июля 2017 года проходит повышение квалификации педагогов общеобразовательных организаций – участников региональной программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях по дополнительной профессиональной образовательной программе «Технологии организации образовательной деятельности в целях повышения образовательных результатов обучающихся». Педагоги обсуждают технологические приемы организации учебной деятельности, формирования универсальных учебных действий; методические вопросы индивидуализации образовательной деятельности. В работе курсов принимают участие лучшие педагоги региональных инновационных площадок МБОУ «Лицей № 5 г. Ельца», МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны, МБОУ гимназия имени Героя Советского Союза П.А. Горчакова с. Боринское Липецкого района, МБОУ СОШ № 70 г. Липецка, МБОУ СОШ с. Вторые /Тербуны, МАОУ СОШ № 29 «Университетская» г. Липецка, МБОУ гимназия №. 12 г. Липецка, которые делятся своим успешным преподавательским опытом.