Пятница, 15.12.2017, 20:57

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Екатериновка Добровского муниципального района Липецкой области

МБОУ ООШ с. Екатериновка создана 29.11.2002 г.

Добро пожаловать, Гость | Группа "Гости"
 
 


Меню сайта
Система Orphus
Календарь новостей
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 129
Баннеры сайтов

 Друзья сайта 

Наше село сегодня


ЕКАТЕРИНОВКА: ВРЕМЕНА ГОДА

(По материалам районной газеты «Знамя октября» от 16 апреля 2013 года)

 Очень часто люди, желающие приобрести „домик в деревне", в числе прочих требований к месту будущего жительства предъявляют наличие в населённом пункте леса и какого-нибудь водоёма. В этом плане Добровский район как нельзя лучше отвечает запросам. Именно поэтому у нас так много дачников. Преображеновка, Коренёвщино, Кривец, Панино давно облюбованы цени­телями загородной жизни.

Но у нас есть и другие, не менее живописные сёла, правда, не настолько популярные. И маленькая уютная Екатериновка, расположившаяся в северо-западной ча­сти района на границе с Лебедянским, в их числе.

 

„ВЫЙДУ НА УЛИЦУ, ГЛЯНУ НА СЕЛО..."

Вы только представьте: раннее майское утро. Вы­глянувшее солнце перелива­ется всеми цветами радуги в капельках росы на траве. С удочками наперевес не­спешно идёте по тихим ули­цам села под бодрые крики петухов и полной грудью вдыхаете чистейший, свежий воздух, напоённый дурма­нящими ароматами только пробудившейся весенней природы. На пруду (а в Ека­териновке их два), выбрав укромное местечко, закиды­ваете снасти. Белёсый пар от не успевшего остыть за ночь водоёма седой полупрозрач­ной дымкой стелется над во­дной гладью, которую перио­дически нарушают всплески вышедших на утренний жор карасей. В зарослях пахучей черёмухи выводит свои за­мысловатые трели хмель­ной от любви соловей. Из окрестных кустов ему вторят другой, третий, а хор лягу­шек создаёт музыкальное сопровождение. И уже забыт сошедший с ума поплавок - смотрел бы и смотрел на эту неброскую деревенскую красоту, слушал бы и слушал этот удивительный природ­ный концерт...

„Такую картину можно увидеть в каждой деревне", - скажет кто-то. И будет од­новременно прав и не прав. В Екатериновке, оставшейся в стороне от крупных авто­мобильных трасс, существу­ет какой-то свой, особенный, неспешный образ жизни. И человеку, приехавшему из крупного мегаполиса с его непрекращающимся шумом и вечным смогом, может по­казаться, что он оглох, а от насыщенного кислородом воздуха кружится голова. Побыв какое-то время в этом селе, и ты сам, глядя на важно и неспешно прогуливающих­ся по широченным улицам кур, гусей, индюшек, начина­ешь сбавлять темп и, будто бы подражая им, двигаться также неторопливо. Здесь хочется, чтобы и время не­много замедлило бег, чтобы успеть насладиться каждым мгновением, каждым, даже незначительным, событием, каждым человеком. А люди в Екатериновке живут заме­чательные. Спокойные, по­кладистые, нескандальные, терпеливые.

...Иногда вот кажется, что вся наша озлобленность и агрессивность — от боль­шой скученности и суеты. Жизнь в „многоэтажках" где за стеной чуть ли не каждый вздох соседа слышен, и до­бравшиеся до нас вездесу­щие автомобильные пробки ничего, кроме взвинченно­сти и нервотрепки, не при­носят.

То ли дело — Екатери­новка. Единственная „много­этажка" в ней — новая двухэ­тажная школа. А так — улицы просторные, да и от дома до дома расстояние более чем приличное. Тем более, что по форме село имеет округлую форму. А ведь, как известно, углы имеют свойство накапливать негативную энер­гию. Потому-то и народ тут такой — неконфликтный.

Здесь пекут удивитель­но пышные блины, пышки „с соком", а ещё... каравайцы. Так называют в Екатериновке тонкие „кружевные" блинчи­ки. А если вы вдруг услыши­те от вышедшей на крыль­цо с миской пшена бабули непонятное: „Дю-дю-дю!" не удивляйтесь — это она кур и цыплят так подзывает.


ЛЕГЕНДЫ, МИФЫ И БЫЛИНЫ

Вообще в каждом селе есть свой особый диалект, своё наречье. В некоторых деревнях их столько, что чужой человек не сразу и разберёт, о чём говорят „аборигены". Любопытны и местечковые названия улиц, лесов, лощин и прочего.

Так, например, в Екатери­новке есть Кочетовка (улица Советская). По разным дан­ным, название она получила от отчаянного, задиристого нрава, которым славились проживавшие там парни и мужчины. Даже прибаутка такая в селе была: «Кочетовка отпетая, разутая, раздетая».

В целом большинство названий происходит от имён владельцев тех мест, кому они в своё время при­надлежали. Скажем, есть в окрестностях села Николашкин пруд, Писакина лощина, Поповы кусты. Филин колодец, Гурова лощина, Романов ключ... Но есть и Лисья гора, знаменитая не только тем, что там водилось много лис, но и тем, что в этом месте варили дёготь. А ещё — Заклятной лог, названный так, видимо, потому, что суще­ствовало поверье о закля­тье, наложенном когда-то на это место. Именно поэтому испокон веков всю павшую скотину захоранивали имен­но там. А ещё там добывали голубую глину.

Коренные жители пом­нят и Отдыхаловку — место между Екатериновкой, Озёрками и Михайловкой (Лебе­дянский район). Туда жители этих сёл обычно съезжались на Троицу — „кумиться". Су­ществовал когда-то такой обычай. Там же стояла и Кума-берёза — дерево, на котором приезжавшие за­вязывали ленточки, загады­вая желание, что считалось счастливой приметой. И же­лание должно было непре­менно сбыться.

Старожилы расскажут за­езжему человеку печальную легенду про Парашину бе­рёзку, которая росла между Никольским и Екатеринов­кой. Ходит поверье, что жила в Никольском женщина Прасковья. Сама она была родом из другой деревни, а сюда вышла замуж за вдовца с детьми. Жили супруги у ро­дителей мужа, и новая сноха очень не нравилась свекро­ви, которая по поводу и без норовила упрекнуть невест­ку. А через какое-то время по деревне слух прошёл, что Парашка пропала. На все вопросы и муж, и его род­ня отвечали, что неугодная женщина ушла от них к себе на родину. Потом её нашли убитой под берёзой, ставшей немым свидетелем этой тра­гедии. Что произошло там —; доподлинно неизвестно, только люди говорили, что женщину убили муж и свё­кор. С той поры у берёзы появилось название...

Это всё былое. Но и сей­час в селе происходят порой любопытные вещи, объясне­ния которым пока селяне не придумали. Несколько лет назад в огороде одного из жителей ночью образова­лась яма. Сначала она была не очень большая, но год от года увеличивалась и сейчас имеет около трёх метров в диаметре и более полутора метров глубины. А ведь еже­годно в эту воронку, пыта­ясь засыпать, соседи броса­ют и растительные остатки с огорода, и строительный мусор, и даже отслужившую свой век бытовую технику. Но весной, когда сходит снег, воронка предстаёт взору удивлённых селян в перво­зданном виде, только увели­чиваясь в размерах. А куда из неё всё девается — одно­му Богу известно.

Кстати, о Боге. Сведения о том, когда в селе построи­ли церковь, до сих пор раз­нятся. По официальным дан­ным, храм в Екатериновке появился в 1864 году. Но есть мнение, что данное событие произошло гораздо раньше - в 1810 году.

Престольный праздник - Сергиев день — в Екате­риновке отмечают 8 октября, так как церковь носит имя Преподобного Сергия Радо­нежского. В этот день ждали гостей из соседних деревень и сёл. В церкви проходила служба в честь праздника. После службы — застолье по домам и гулянье, а моло­дёжь на улице праздновала. С этого дня начинались по­сиделки.

К празднику готовились заранее. К нему берегли овцу или барана. Резали их заранее, чтобы успеть сва­рить холодец (в Екатеринов­ке — студень). Варили брагу, гнали самогон. Кто не гнал, обязательно покупал одну или две четверти. Резали кур. Готовили оладьи со сме­таной и блинцы (каравайцы). В этот день доставали из сун­дуков свои лучшие наряды.

Старожилы говорили: если выпадет снег на Серги­ев день, то зима установится на Михайлов день (21 ноя­бря). Считалось, что молитва к святому Сергию исцеляет от сорока недугов.

Одинокие женщины (вдовы или незамужние девы в годах) в тот день или под этот приглашали к себе девушек помочь „капусту нарубить". Приглашённые отказать не могли, это было неприличным. Одевали они свои лучшие наряды и шли в тот дом. Парни, зная об этом, тоже приходили, но в работе участия не принимали, а на­блюдали за девушками, по­могая шутками, прибаутками да песнями под звонкую гар­монь и ждали окончания ра­боты. Хозяйка тем временем накрывала на стол: брага, студень, а главное угощенье    томлёная в печи курица и, конечно же, капустный пи­рог. После застолья — песни, частушки, пляски. Женщины, чьим сыновьям пришла пора жениться, приходили погля­деть на девушек, выбрать молодуху для сына. И назы­вали это так —„глядешками".

Справляли праздник 2-3 дня, всей деревней. На пре­стольный праздник в селе обязательно появлялись бо­гомольцы, нищие, слепые с поводырём.

Но в 1930 году церковь закрыли. Колокольню раз­рушили, колокола разбили, купола и крест повалили. Половину церкви сломали, вторую превратили в склад, где хранили зерно.

И даже тогда, когда канул в Лету колхоз „Знамя комму­низма" и хранить там было нечего, полуразрушенная церковь стояла в запустении. С заколоченными почернев­шим от времени проржа­вевшим листовым железом окнами, окружённый зарос­лями американского клёна, храм был печальным напо­минанием о временах воин­ствующего атеизма.

Совсем недавно, в январе этого года, было принято решение: храм воз­родить. Священник из соседнего Трубетчина, настоятель Спасского храма отец Димитрий, по благо­словению архиепископа Ли­пецкого и Елецкого Никона совершил чин освящения храма, и теперь здесь регу­лярно бывают службы. Мест­ные прихожане-активисты уже начали сбор пожертво­ваний.

„А откуда появилось на­звание села — Екатеринов­ка?" — спросит кто-то. Веро­ятно, как и многим жителям населённых пунктов с по­добным названием, екатериновцам хотелось бы верить, что название их села как-то связано с именем Екатери­ны II. И потому здесь есть своя легенда, согласно ко­торой императрица когда-то проезжала по этим местам и даже останавливалась на ночлег. Однако истинным краеведам ближе другая версия: деревня названа в честь имени одного из чле­нов семьи владельца.

По данным 1880 года, в селе имелось 154 двора, 1020 жителей. Действовала деревянная церковно-при- ходская школа, в которой было всего два класса. До ре­волюции село принадлежало княжне Т.В. Васильчиковой, на землях которой выращи­вали сахарную свёклу.

Много хорошего и пло­хого повидало на своём веку село. Испокон веков зани­мались его жители земле­делием и животноводством. Сеяли рожь, овёс, просо, пшеницу, коноплю, лён. Са­жали картофель, свёклу, ка­пусту, огурцы, редьку и дру­гие овощи. Разводили скот.

Крестьянские семьи были большие — по 12-13 человек, а землю давали только на мужчин. На каждо­го мужика приходилось 1,5 десятины, вот и батрачили многие у помещика, у своих более обеспеченных земля­ков, у старшины, который и управлял всеми делами на селе, а сам подчинялся по­мещику. Жил старшина на месте, где сейчас стоят стены старого Дома культуры.

Большим человеком в то время являлся поп. Проти­воречить ему было нельзя, так как он мог жестоко на­казать. Вспоминают такой случай. На один из религиоз­ных праздников крестьянин Грачёв мало дал попу про­дуктов. Когда у крестьянина родилась дочь, он обратил­ся к священнику, чтобы тот перекрестил её и дал ей имя. Поп припомнил крестьянину его поступок, дал имя девоч­ке Козда. Больше двух меся­цев вымаливал крестьянин прощения. Дорого пришлось заплатить ему, прежде чем поп дал дочери новое имя

    Ефросинья. После этого жители села не осмелива­лись больше перечить на­стоятелю церкви и зачастую отдавали последнее, чтобы не разгневать его.

 

ОТ РЕВОЛЮЦИИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Здесь, видимо, стоит упо­мянуть об исторических и статистических данных села. Так, в 1911 году в селе было 306 дворов и проживали 2519 человек. В 1918 году в селе установилась власть Советов. Возглавили борьбу за установление советской власти коммунисты Герасим Иванович Подзоров, Васи­лий Трофимович Бессонов, Алексей Борисович Поляков, Данила Николаевич Красич- ков. Все преобразования проводились под их руко­водством и при их участии.

Активную работу за установление новой власти проводили местные комсо­мольцы Фёдор Васильевич Бессонов и Фёдор Викто­рович Красичков. Они вели активную агитацию среди односельчан по вовлечению их в колхоз.

По переписи 1926 года в Екатериновке насчитыва­лось 293 двора и 1679 жи­телей.

В 1928 году на террито­рии села начал организо­вываться колхоз. Робко шли записываться туда селяне. Сначала подали заявление о вступлении всего 15 семей. В 1929 году в колхозе было 25 семей. Первыми колхозника­ми стали Семён Данилович Мигунов, Матвей Николае­вич Колмаков.

В колхозе имелось тогда всего 7 лошадей. Назвали его „Свобода". Первым пред­седателем избрали комму­ниста Степана Трофимовича Аверина. Год спустя он за­болел, и на его место был избран Николай Родионович Подзоров.

Первый председатель сельсовета Филипп Ивано­вич Войнов был убит кула­ками.

В 1932 году Екатеринов­ка стала центром сельского Совета. Население — 1841 житель. В том же году почти все вступили в колхоз.

В 1933 году здесь появил­ся первый трактор „Фордзон".

Через два года произо­шло укрупнение колхоза, в него вошли и жители дерев­ни Никольское. Колхоз стал называться „Красный луч".

Война 1941 года раз­рушила все планы сельчан. Мужики ушли на фронт. Фа­шисты подходили к Ельцу. И коммунисты, и комсомольцы не стали ждать оккупации, а добровольцами ушли во­евать. Среди них были и де­вушки — Мария Павловна Атаманова, Мария Егоровна Забабурина, Матрёна Ива­новна Бессонова.

В колхозе остались ста­рики, женщины и дети. Тракторы, машины были от­правлены на фронт. Весь не­посильный труд взвалили на себя женщины-солдатки. Ча­сто им приходилось ходить пешком за семенами в Ле­бедянь, почти за 40 киломе­тров. Они пахали, сеяли, уби­рали хлеб, скирдовали сено и солому вручную. Жили впроголодь, но снабжали хлебом и тёплыми вещами наших солдат.

Утром 9 мая 1945 года объявили по радио радост­ную весть: „Война окончена!" Вскоре стали возвращаться домой бойцы. Но никогда не высохнут слёзы вдов. За­щищая Родину, не вернулись с фронта 451 человек — из Екатериновки, Больших Хо­мяков, Никольского. Верну­лось всего 117...

Пришедшие с войны сол­даты, истосковавшиеся по семье и по крестьянскому труду, с большим воодушев­лением взялись за работу, стали восстанавливать раз­рушенное хозяйство. Жизнь налаживалась. Прибыла и новая, более мощная, тех­ника. Хозяйство постепенно крепло. В 1955 году к колхозу присоединили село Большие Хомяки. Екатериновка стала центральной усадьбой. Кол­хоз назвали по-новому — „Знамя коммунизма". Строи­лись объекты соцкультбыта. В 1959 году — Дом культуры: большое красивое светлое здание, в 1970 — магазин, в 1973 — двухэтажное здание, где разместились библио­тека, почта, сельский Совет, контора колхоза. В 1974 к зданию церковной школы сделали новую пристройку, в 1976 году построили дет­ский сад.

В 1970 (к 25-летию По­беды) открыли памятник воинам-землякам, павшим в Великой Отечественной во­йне, а также разбили парк вокруг памятника.

В 1991 году колхоз „Знамя коммунизма" реорганизова­ли в ТОО „Екатериновское". Несколько лет назад в сёлах Екатериновка и Большие Хо­мяки было создано отделе­ние № 3 сельхозпредприя­тия „Кировское".

В настоящее время на территории сельского посе­ления Екатериновский сель­совет насчитывается 253 хо­зяйства, 577 жителей, из них пенсионеров — 170 человек, трудоспособного населения

   297 человек, школьников и студентов — 82, дошколь­ников — 28.

Функционируют школа на 110 ученических мест, по­строенная в 2007 году, сельский клуб, библиотека, фель­дшерско-акушерский пункт, три магазина, отделение свя­зи, АТС на 110 номеров.

Имеется автобусное со­общение с районным и об­ластным центрами.

Скоро в Екатериновке планируется построить мини-ферму по разведению водоплавающей птицы, в Никольском — цех по выра­щиванию осетровых пород рыб, а под Большими Хо­мяками — свиноводческий комплекс.

Екатериновцы могут гор­диться своими земляками: Прасковьей Ивановной Татариновой, дояркой колхоза „Знамя коммунизма", которая за свой труд награждена ор­деном Трудового Красного Знамени, Марией Егоровной Татариновой, также дояркой, награждённой орденом Ле­нина. Орденом Ленина была награждена и Татьяна Михай­ловна Высочкина, всю жизнь проработавшая дояркой, ко­торая избиралась депутатом Верховного Совета СССР.

Светлую память оставил о себе бывший председатель колхоза „Знамя коммунизма", фронтовик Василий Ива­нович Забабурин. За годы своей работы он вывел хо­зяйство на лидирующие по­зиции, колхоз являлся „мил­лионером". Именно в годы его руководства построена вся инфраструктура села.

Екатериновка — родина полного кавалера ордена Славы Иллариона Констан­тиновича Мигунова.

Деревня Никольское — родина Николая Фёдоровича Пономарёва, военного врача, служившего начальником отдела организации работ службы медицины катастроф Всероссийского центра меди­цины катастроф „Защита". Он трагически погиб в Чечне в 2002 году, посмертно награж­дён орденом Мужества.

 

ОЧАРОВАНИЕ ЗАГОРОДНОЙ ЖИЗНИ

...Идут годы. Поколения сменяют друг друга, люди рождаются и умирают, ме­няется облик городов, сёл и деревень. Меняется и Ека­териновка. Сегодня здесь очень много приезжих. И если раньше тут слышались лишь привычные, местные, фамилии: Забабурины, Юровы, Атамановы, Красичковы, Красниковы, Дьяконовы, Войновы, Бессоновы, Мигуновы, то теперь много и других, совсем незнакомых. Но глав­ное осталось неизменным - люди по-прежнему любят землю, на которой живут. И она отвечает им взаимно­стью, щедро одаривая каж­дый год отменным урожаем на огородах и в садах, души­стой клубникой на склонах многочисленных оврагов, лесной земляникой и изо­бильными грибными полян­ками.

Екатериновка по-своему прекрасна в любое время года. Летом здесь быва­ет особенно многолюдно: приезжают дачники, а к ко­ренным жителям — дети и внуки. „Центром Вселенной" в это время становится Боль­шой пруд. С раннего утра его берега облюбовывают рыба­ки, днём не протолкнуться от купающейся и визжащей от восторга ребятни, а вечером, когда любители водных про­цедур расходятся по домам, вновь появляются рыбаки.

А если выйти за околи­цу... Позади остаются по­вседневные заботы, хлопо­ты, и кажется, что ты один среди всей этой красоты! В нос ударяет терпкий запах чабреца (местные называют его чаборкой), к которому примешивается манящий сладкий запах дикой клуб­ники. Где-то там, в дебрях ко­стреца, тимофеевки, „кашки" шалфея и „куриной слепоты" стрекочут-надрываются не­видимые кузнечики и сверч­ки, в небе переливаются жа­воронки. И хочется идти, и идти, не оглядываясь, и рас­твориться во всём этом не­броском великолепии...

Осенью деревенская жизнь замедляет темп. Пу­стеют огороды, только не­давно радовавшие глаз раз­нообразием красок. Стихают и звуки — не слышно уже детских голосов на пруду, и даже петухи не горланят так громко. С лукошком наперевес вы идёте в лес. Птиц почти уже не слышно, лишь изредка где-то в кро­нах застрекочет осторожная сорока или подаст голос важный ворон, периодиче­ски посвистывают синички. А так — тихо. Слышно, как поскрипывают деревья от дуновения ветра, а звук от опавших листьев у вас под ногами многократно усили­вается из-за оголившихся деревьев. Пахнет сыростью, прелыми листьями и осенью. И грибы — уже не главная цель вашей прогулки. Хочет­ся просто побродить по лесу, намеренно громко шурша листьями, насладиться этим звуком, самим лесом, ды­шать осенним воздухом и ни о чём не думать...

Нет, дело не в том, что грибов в Екатериновских ле­сах нет. Как раз, наоборот! Осенью здесь отбоя нет от грибников, главным тро­феем которых становятся опята. Не только местные, но и жители окрестных сёл устремляются сюда, увешан­ные вёдрами и корзинками. И все приходят с добычей.

Зима... Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не про­сиживал долгими вечерами перед компьютером, а по­любил зимние виды спорта, то Екатериновка как нельзя лучше подойдёт для этого. Здесь есть, где покататься и на коньках, и на лыжах. Кро­ме того, имеются замечатель­ные горки, с которых можно нестись, захлёбываясь мо­розным воздухом, на санках или ледянках, поднимая тучи серебристой снежной пыли.

Да и просто для лыжных прогулок Екатериновка и её окрестности — прекрасное место. Особенно для тех, кто хочет отдохнуть от шума и суеты городской жизни и насладиться тишиной и кра­сотами настоящей русской деревни.

А после утомительной прогулки по морозцу прийти домой, где тебя ждёт дымя­щая сковородка с рассыпча­той картошкой, хрустящие солёные огурчики, аромат­ные грибочки и аппетитные кружевные блинцы-каравайцы. Ну и, само собой, стопка домашней наливочки — „для сугреву!" После такой трапе­зы вы уже наверняка оконча­тельно влюбитесь в Екатери­новку и ни за что не захотите с ней расставаться!

Галина СТЕПАНЦОВА.

По материалам районной газеты «Знамя октября» от 16 апреля 2013 года.



Яндекс.Метрика