(По материалам районной газеты «Знамя октября» от 16 апреля 2013 года)
Но у нас есть и
другие, не менее живописные сёла, правда, не настолько популярные. И маленькая
уютная Екатериновка, расположившаяся в северо-западной части района на границе
с Лебедянским, в их числе.
„ВЫЙДУ
НА УЛИЦУ, ГЛЯНУ НА СЕЛО..."
Вы только представьте: раннее майское утро. Выглянувшее
солнце переливается всеми цветами радуги в капельках росы на траве. С удочками
наперевес неспешно идёте по тихим улицам села под бодрые крики петухов и
полной грудью вдыхаете чистейший, свежий воздух, напоённый дурманящими
ароматами только пробудившейся весенней природы. На пруду (а в Екатериновке их
два), выбрав укромное местечко, закидываете снасти. Белёсый пар от не
успевшего остыть за ночь водоёма седой полупрозрачной дымкой стелется над водной
гладью, которую периодически нарушают всплески вышедших на утренний жор
карасей. В зарослях пахучей черёмухи выводит свои замысловатые трели хмельной
от любви соловей. Из окрестных кустов ему вторят другой, третий, а хор лягушек
создаёт музыкальное сопровождение. И уже забыт сошедший с ума поплавок - смотрел
бы и смотрел на эту неброскую деревенскую красоту, слушал бы и слушал этот
удивительный природный концерт...
„Такую картину можно увидеть в каждой деревне", - скажет
кто-то. И будет одновременно прав и не прав. В Екатериновке, оставшейся в
стороне от крупных автомобильных трасс, существует какой-то свой, особенный,
неспешный образ жизни. И человеку, приехавшему из крупного мегаполиса с его
непрекращающимся шумом и вечным смогом, может показаться, что он оглох, а от
насыщенного кислородом воздуха кружится голова. Побыв какое-то время в этом
селе, и ты сам, глядя на важно и неспешно прогуливающихся по широченным улицам
кур, гусей, индюшек, начинаешь сбавлять темп и, будто бы подражая им,
двигаться также неторопливо. Здесь хочется, чтобы и время немного замедлило
бег, чтобы успеть насладиться каждым мгновением, каждым, даже незначительным,
событием, каждым человеком. А люди в Екатериновке живут замечательные.
Спокойные, покладистые, нескандальные, терпеливые.
...Иногда вот кажется, что вся наша озлобленность и агрессивность — от большой скученности и суеты. Жизнь в „многоэтажках" где за стеной чуть ли не каждый вздох соседа слышен, и добравшиеся до нас вездесущие автомобильные пробки ничего, кроме взвинченности и нервотрепки, не приносят.
То ли дело — Екатериновка. Единственная „многоэтажка" в ней — новая двухэтажная школа. А так — улицы просторные, да и от дома до дома расстояние более чем приличное. Тем более, что по форме село имеет округлую форму. А ведь, как известно, углы имеют свойство накапливать негативную энергию. Потому-то и народ тут такой — неконфликтный.
Здесь пекут удивительно пышные блины, пышки „с
соком", а ещё... каравайцы. Так называют в Екатериновке тонкие
„кружевные" блинчики. А если вы вдруг услышите от вышедшей на крыльцо с
миской пшена бабули непонятное: „Дю-дю-дю!" не удивляйтесь — это она кур и
цыплят так подзывает.
Вообще в каждом селе есть свой особый диалект, своё
наречье. В некоторых деревнях их столько, что чужой человек не сразу и разберёт,
о чём говорят „аборигены". Любопытны и местечковые названия улиц, лесов,
лощин и прочего.
Так, например, в Екатериновке есть Кочетовка (улица
Советская). По разным данным, название она получила от отчаянного, задиристого
нрава, которым славились проживавшие там парни и мужчины. Даже прибаутка такая
в селе была: «Кочетовка отпетая, разутая, раздетая».
В целом большинство названий происходит от имён владельцев тех мест, кому они в своё время принадлежали. Скажем, есть в окрестностях села Николашкин пруд, Писакина лощина, Поповы кусты. Филин колодец, Гурова лощина, Романов ключ... Но есть и Лисья гора, знаменитая не только тем, что там водилось много лис, но и тем, что в этом месте варили дёготь. А ещё — Заклятной лог, названный так, видимо, потому, что существовало поверье о заклятье, наложенном когда-то на это место. Именно поэтому испокон веков всю павшую скотину захоранивали именно там. А ещё там добывали голубую глину.
Коренные жители помнят и Отдыхаловку — место между Екатериновкой,
Озёрками и Михайловкой (Лебедянский район). Туда жители этих сёл обычно
съезжались на Троицу — „кумиться". Существовал когда-то такой обычай. Там
же стояла и Кума-берёза — дерево, на котором приезжавшие завязывали ленточки,
загадывая желание, что считалось счастливой приметой. И желание должно было
непременно сбыться.
Старожилы расскажут заезжему человеку печальную
легенду про Парашину берёзку, которая росла между Никольским и Екатериновкой.
Ходит поверье, что жила в Никольском женщина Прасковья. Сама она была родом из
другой деревни, а сюда вышла замуж за вдовца с детьми. Жили супруги у родителей
мужа, и новая сноха очень не нравилась свекрови, которая по поводу и без
норовила упрекнуть невестку. А через какое-то время по деревне слух прошёл,
что Парашка пропала. На все вопросы и муж, и его родня отвечали, что неугодная
женщина ушла от них к себе на родину. Потом её нашли убитой под берёзой,
ставшей немым свидетелем этой трагедии. Что произошло там —;
доподлинно неизвестно, только люди говорили, что женщину убили муж и свёкор. С
той поры у берёзы появилось название...
Это всё былое. Но и сейчас в селе происходят порой
любопытные вещи, объяснения которым пока селяне не придумали. Несколько лет
назад в огороде одного из жителей ночью образовалась яма. Сначала она была не
очень большая, но год от года увеличивалась и сейчас имеет около трёх метров в
диаметре и более полутора метров глубины. А ведь ежегодно в эту воронку, пытаясь
засыпать, соседи бросают и растительные остатки с огорода, и строительный
мусор, и даже отслужившую свой век бытовую технику. Но весной, когда сходит
снег, воронка предстаёт взору удивлённых селян в первозданном виде, только
увеличиваясь в размерах. А куда из неё всё девается — одному Богу известно.
Кстати, о Боге. Сведения о том, когда в селе построили
церковь, до сих пор разнятся. По официальным данным, храм в Екатериновке
появился в 1864 году. Но есть мнение, что данное событие произошло гораздо
раньше - в 1810 году.
Престольный праздник - Сергиев день — в Екатериновке
отмечают 8 октября, так как церковь носит имя Преподобного Сергия Радонежского.
В этот день ждали гостей из соседних деревень и сёл. В церкви проходила служба
в честь праздника. После службы — застолье по домам и гулянье, а молодёжь на
улице праздновала. С этого дня начинались посиделки.
К празднику готовились заранее. К нему берегли овцу или
барана. Резали их заранее, чтобы успеть сварить холодец (в Екатериновке —
студень). Варили брагу, гнали самогон. Кто не гнал, обязательно покупал одну
или две четверти. Резали кур. Готовили оладьи со сметаной и блинцы
(каравайцы). В этот день доставали из сундуков свои лучшие наряды.
Старожилы говорили: если выпадет снег на Сергиев день,
то зима установится на Михайлов день (21 ноября). Считалось, что молитва к
святому Сергию исцеляет от сорока недугов.
Одинокие женщины (вдовы или незамужние девы в годах) в тот день или под этот приглашали к себе девушек помочь „капусту нарубить". Приглашённые отказать не могли, это было неприличным. Одевали они свои лучшие наряды и шли в тот дом. Парни, зная об этом, тоже приходили, но в работе участия не принимали, а наблюдали за девушками, помогая шутками, прибаутками да песнями под звонкую гармонь и ждали окончания работы. Хозяйка тем временем накрывала на стол: брага, студень, а главное угощенье — томлёная в печи курица и, конечно же, капустный пирог. После застолья — песни, частушки, пляски. Женщины, чьим сыновьям пришла пора жениться, приходили поглядеть на девушек, выбрать молодуху для сына. И называли это так —„глядешками".
Справляли праздник 2-3 дня, всей деревней. На престольный
праздник в селе обязательно появлялись богомольцы, нищие, слепые с поводырём.
Но в 1930 году церковь закрыли. Колокольню разрушили,
колокола разбили, купола и крест повалили. Половину церкви сломали, вторую
превратили в склад, где хранили зерно.
И даже тогда, когда канул в Лету колхоз „Знамя коммунизма"
и хранить там было нечего, полуразрушенная церковь стояла в запустении. С
заколоченными почерневшим от времени проржавевшим листовым железом окнами,
окружённый зарослями американского клёна, храм был печальным напоминанием о
временах воинствующего атеизма.
Совсем недавно, в январе этого года, было принято
решение: храм возродить. Священник из соседнего Трубетчина, настоятель
Спасского храма отец Димитрий, по благословению архиепископа Липецкого и
Елецкого Никона совершил чин освящения храма, и теперь здесь регулярно бывают
службы. Местные прихожане-активисты уже начали сбор пожертвований.
„А откуда появилось название села — Екатериновка?"
— спросит кто-то. Вероятно, как и многим жителям населённых пунктов с подобным
названием, екатериновцам хотелось бы верить, что название их села как-то
связано с именем Екатерины II. И потому здесь есть своя легенда, согласно которой
императрица когда-то проезжала по этим местам и даже останавливалась на ночлег.
Однако истинным краеведам ближе другая версия: деревня названа в честь имени
одного из членов семьи владельца.
По данным 1880 года, в селе имелось 154 двора, 1020
жителей. Действовала деревянная церковно-при- ходская школа, в которой было
всего два класса. До революции село принадлежало княжне Т.В. Васильчиковой, на
землях которой выращивали сахарную свёклу.
Много хорошего и плохого повидало на своём веку село.
Испокон веков занимались его жители земледелием и животноводством. Сеяли
рожь, овёс, просо, пшеницу, коноплю, лён. Сажали картофель, свёклу, капусту,
огурцы, редьку и другие овощи. Разводили скот.
Крестьянские семьи были большие — по 12-13 человек, а
землю давали только на мужчин. На каждого мужика приходилось 1,5 десятины, вот
и батрачили многие у помещика, у своих более обеспеченных земляков, у
старшины, который и управлял всеми делами на селе, а сам подчинялся помещику.
Жил старшина на месте, где сейчас стоят стены старого Дома культуры.
Большим человеком в то время являлся поп. Противоречить
ему было нельзя, так как он мог жестоко наказать. Вспоминают такой случай. На
один из религиозных праздников крестьянин Грачёв мало дал попу продуктов.
Когда у крестьянина родилась дочь, он обратился к священнику, чтобы тот
перекрестил её и дал ей имя. Поп припомнил крестьянину его поступок, дал имя
девочке Козда. Больше двух месяцев вымаливал крестьянин прощения. Дорого
пришлось заплатить ему, прежде чем поп дал дочери новое имя
—
Ефросинья.
После этого жители села не осмеливались больше перечить настоятелю церкви и
зачастую отдавали последнее, чтобы не разгневать его.
Здесь, видимо, стоит упомянуть об исторических и
статистических данных села. Так, в 1911 году в селе было 306 дворов и проживали
2519 человек. В 1918 году в селе установилась власть Советов. Возглавили борьбу
за установление советской власти коммунисты Герасим Иванович Подзоров, Василий
Трофимович Бессонов, Алексей Борисович Поляков, Данила Николаевич Красич- ков.
Все преобразования проводились под их руководством и при их участии.
Активную работу за установление новой власти проводили местные комсомольцы Фёдор Васильевич Бессонов и Фёдор Викторович Красичков. Они вели активную агитацию среди односельчан по вовлечению их в колхоз.
По переписи 1926 года в Екатериновке насчитывалось 293
двора и 1679 жителей.
В 1928 году на территории села начал организовываться
колхоз. Робко шли записываться туда селяне. Сначала подали заявление о
вступлении всего 15 семей. В 1929 году в колхозе было 25 семей. Первыми
колхозниками стали Семён Данилович Мигунов, Матвей Николаевич Колмаков.
В колхозе имелось тогда всего 7 лошадей. Назвали его
„Свобода". Первым председателем избрали коммуниста Степана Трофимовича
Аверина. Год спустя он заболел, и на его место был избран Николай Родионович
Подзоров.
Первый председатель сельсовета Филипп Иванович Войнов
был убит кулаками.
В 1932 году Екатериновка стала центром сельского
Совета. Население — 1841 житель. В том же году почти все вступили в колхоз.
В 1933 году здесь появился первый трактор
„Фордзон".
Через два года произошло укрупнение колхоза, в него
вошли и жители деревни Никольское. Колхоз стал называться „Красный луч".
Война 1941 года разрушила все планы сельчан. Мужики
ушли на фронт. Фашисты подходили к Ельцу. И коммунисты, и комсомольцы не стали
ждать оккупации, а добровольцами ушли воевать. Среди них были и девушки —
Мария Павловна Атаманова, Мария Егоровна Забабурина, Матрёна Ивановна
Бессонова.
В колхозе остались старики, женщины и дети. Тракторы,
машины были отправлены на фронт. Весь непосильный труд взвалили на себя
женщины-солдатки. Часто им приходилось ходить пешком за семенами в Лебедянь,
почти за 40 километров. Они пахали, сеяли, убирали хлеб, скирдовали сено и
солому вручную. Жили впроголодь, но снабжали хлебом и тёплыми вещами наших
солдат.
Утром 9 мая 1945 года объявили по радио радостную весть: „Война окончена!" Вскоре стали возвращаться домой бойцы. Но никогда не высохнут слёзы вдов. Защищая Родину, не вернулись с фронта 451 человек — из Екатериновки, Больших Хомяков, Никольского. Вернулось всего 117...
Пришедшие с войны солдаты, истосковавшиеся по семье и
по крестьянскому труду, с большим воодушевлением взялись за работу, стали
восстанавливать разрушенное хозяйство. Жизнь налаживалась. Прибыла и новая,
более мощная, техника. Хозяйство постепенно крепло. В 1955 году к колхозу
присоединили село Большие Хомяки. Екатериновка стала центральной усадьбой. Колхоз
назвали по-новому — „Знамя коммунизма". Строились объекты соцкультбыта. В
1959 году — Дом культуры: большое красивое светлое здание, в 1970 — магазин, в
1973 — двухэтажное здание, где разместились библиотека, почта, сельский Совет,
контора колхоза. В 1974 к зданию церковной школы сделали новую пристройку, в
1976 году построили детский сад.
В 1970 (к 25-летию Победы) открыли памятник воинам-землякам,
павшим в Великой Отечественной войне, а также разбили парк вокруг памятника.
В 1991 году колхоз „Знамя коммунизма" реорганизовали
в ТОО „Екатериновское". Несколько лет назад в сёлах Екатериновка и Большие
Хомяки было создано отделение № 3 сельхозпредприятия „Кировское".
В настоящее время на территории сельского поселения
Екатериновский сельсовет насчитывается 253 хозяйства, 577 жителей, из них
пенсионеров — 170 человек, трудоспособного населения
—
297
человек, школьников и студентов — 82, дошкольников — 28.
Функционируют школа на 110 ученических мест, построенная
в 2007 году, сельский клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, три
магазина, отделение связи, АТС на 110 номеров.
Имеется автобусное сообщение с районным и областным
центрами.
Скоро в Екатериновке планируется построить мини-ферму
по разведению водоплавающей птицы, в Никольском — цех по выращиванию осетровых
пород рыб, а под Большими Хомяками — свиноводческий комплекс.
Екатериновцы могут гордиться своими земляками:
Прасковьей Ивановной Татариновой, дояркой колхоза „Знамя коммунизма",
которая за свой труд награждена орденом Трудового Красного Знамени, Марией
Егоровной Татариновой, также дояркой, награждённой орденом Ленина. Орденом
Ленина была награждена и Татьяна Михайловна Высочкина, всю жизнь проработавшая
дояркой, которая избиралась депутатом Верховного Совета СССР.
Светлую память оставил о себе бывший председатель
колхоза „Знамя коммунизма", фронтовик Василий Иванович Забабурин. За годы
своей работы он вывел хозяйство на лидирующие позиции, колхоз являлся „миллионером".
Именно в годы его руководства построена вся инфраструктура села.
Екатериновка — родина полного кавалера ордена Славы
Иллариона Константиновича Мигунова.
Деревня Никольское — родина Николая Фёдоровича
Пономарёва, военного врача, служившего начальником отдела организации работ
службы медицины катастроф Всероссийского центра медицины катастроф
„Защита". Он трагически погиб в Чечне в 2002 году, посмертно награждён
орденом Мужества.
ОЧАРОВАНИЕ ЗАГОРОДНОЙ ЖИЗНИ
...Идут годы. Поколения сменяют друг друга, люди
рождаются и умирают, меняется облик городов, сёл и деревень. Меняется и Екатериновка.
Сегодня здесь очень много приезжих. И если раньше тут слышались лишь привычные,
местные, фамилии: Забабурины, Юровы, Атамановы, Красичковы, Красниковы,
Дьяконовы, Войновы, Бессоновы, Мигуновы, то теперь много и других, совсем
незнакомых. Но главное осталось неизменным - люди по-прежнему любят землю, на
которой живут. И она отвечает им взаимностью, щедро одаривая каждый год
отменным урожаем на огородах и в садах, душистой клубникой на склонах
многочисленных оврагов, лесной земляникой и изобильными грибными полянками.
Екатериновка по-своему прекрасна в любое время года. Летом здесь бывает особенно многолюдно: приезжают дачники, а к коренным жителям — дети и внуки. „Центром Вселенной" в это время становится Большой пруд. С раннего утра его берега облюбовывают рыбаки, днём не протолкнуться от купающейся и визжащей от восторга ребятни, а вечером, когда любители водных процедур расходятся по домам, вновь появляются рыбаки.
А если выйти за околицу... Позади остаются повседневные
заботы, хлопоты, и кажется, что ты один среди всей этой красоты! В нос ударяет
терпкий запах чабреца (местные называют его чаборкой), к которому примешивается
манящий сладкий запах дикой клубники. Где-то там, в дебрях костреца,
тимофеевки, „кашки" шалфея и „куриной слепоты" стрекочут-надрываются
невидимые кузнечики и сверчки, в небе переливаются жаворонки. И хочется
идти, и идти, не оглядываясь, и раствориться во всём этом неброском
великолепии...
Осенью деревенская жизнь замедляет темп. Пустеют огороды,
только недавно радовавшие глаз разнообразием красок. Стихают и звуки — не
слышно уже детских голосов на пруду, и даже петухи не горланят так громко. С
лукошком наперевес вы идёте в лес. Птиц почти уже не слышно, лишь изредка
где-то в кронах застрекочет осторожная сорока или подаст голос важный ворон,
периодически посвистывают синички. А так — тихо. Слышно, как поскрипывают
деревья от дуновения ветра, а звук от опавших листьев у вас под ногами
многократно усиливается из-за оголившихся деревьев. Пахнет сыростью, прелыми
листьями и осенью. И грибы — уже не главная цель вашей прогулки. Хочется
просто побродить по лесу, намеренно громко шурша листьями, насладиться этим
звуком, самим лесом, дышать осенним воздухом и ни о чём не думать...
Нет, дело не в том, что грибов в Екатериновских лесах
нет. Как раз, наоборот! Осенью здесь отбоя нет от грибников, главным трофеем
которых становятся опята. Не только местные, но и жители окрестных сёл устремляются сюда, увешанные
вёдрами и корзинками. И все приходят с добычей.
Зима... Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просиживал
долгими вечерами перед компьютером, а полюбил зимние виды спорта, то
Екатериновка как нельзя лучше подойдёт для этого. Здесь есть, где покататься и
на коньках, и на лыжах. Кроме того, имеются замечательные горки, с которых
можно нестись, захлёбываясь морозным воздухом, на санках или ледянках,
поднимая тучи серебристой снежной пыли.
Да и просто для лыжных прогулок Екатериновка и её
окрестности — прекрасное место. Особенно для тех, кто хочет отдохнуть от шума и
суеты городской жизни и насладиться тишиной и красотами настоящей русской
деревни.
А после утомительной прогулки по морозцу прийти домой,
где тебя ждёт дымящая сковородка с рассыпчатой картошкой, хрустящие солёные
огурчики, ароматные грибочки и аппетитные кружевные блинцы-каравайцы. Ну и,
само собой, стопка домашней наливочки — „для сугреву!" После такой трапезы
вы уже наверняка окончательно влюбитесь в Екатериновку и ни за что не
захотите с ней расставаться!
Галина
СТЕПАНЦОВА.
По материалам районной газеты «Знамя октября» от 16 апреля 2013 года.