ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ НА 2021-2022 УЧ. ГОД (СКАЧАТЬ)
Федеральный список экстремистских материалов
Библиотекарь
Саввина Людмила Александровна. Образование - ЛГПУ, учитель английского языка
Цели и задачи школьной библиотеки:
- Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов:
- Построение работы школьной библиотеки согласно плану учебно-воспитательной работы в школе;
- Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
- Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами;
- Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг;
- Выдача библиографических справок, составление списков литературы для учащихся и учителей;
- Выступления на педсоветах, родительских собраниях, методических объединениях по мере поступления новой учебной и методической литературы.
Основные функции школьной библиотеки:
- Образовательная:
- Это содействие учебно-воспитательному процессу, приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры.
- Информационная:
- Ведём занятия по овладению навыками работы с книгой, получением информации;
- Организация работы с книгой по внеклассному чтению и в помощь проведению предметных недель;
- Организация наглядной пропаганды в стенах библиотеки, в школе, в кабинетах, информация о новых поступлениях в библиотеку.
Индивидуальная работа с читателями:
- Изучение читательских интересов школьников;
- Индивидуальная работа с читателями (к написанию докладов, составлению учебных проектов и т.п.)
- Работа с читательским активом;
- Работа с педагогическим коллективом школы,(информация для педагогов, выступления на педсоветах, совещаниях с анализом чтения и другими проблемами работы библиотеки).
Воспитательная работа:
- Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; (обучение пользованию носителями информации, отбору, поиску и критической оценке информации);
- Формирование навыков работы с книгой;
- Формирование личности учащихся средствами культурного наследия (беседы, литературные игры, утренники, викторины, литературные занятия;
- Популяризация лучших документов библиотечными формами, организация выставок и стендов, проведение культурно-массовой работы;
- Уроки внеклассного чтения (начальные классы);
- Сотрудничество с сельской библиотекой с. Екатериновка;
- Создание актива библиотеки и работа с ним;
- Мероприятия в помощь учебно-воспитательному процессу.
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний:
- Знакомство читателей с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями (словари, энциклопедии, и т.д.).
Организация книжных фондов:
Это работа, которая занимает большую часть рабочего времени библиотекаря.
- Работа с учебниками;
- Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми книгами;
- Работа с фондом (расстановка книжного фонда, работа по очистке фонда, списание устаревшей , ветхой и утерянной литературой);
- Организация проверки фонда;
- Оформление подписки на периодику;
- Организация санитарных дней библиотеки;
- Учёт библиотечного фонда:
- Оформление фонда (эстетика оформления);
- Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации;
- Работа по сохранности фонда;
- Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию по мерее поступления литературы в фонд библиотеки);
- Инвентаризация.
Работа с фондом учебников:
- Эта работа ведётся в течение всего учебного года.
- Составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебную литературу, с учётом их требований, его оформление;
- Утверждение и согласование заказа администрацией школы, передача его методисту;
- Приём и техническая обработка поступивших учебников, оформление накладных, запись в книгу суммарного
- учёта, штемпелевание, оформление картотеки;
- Приём и выдача учебников;
- Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников;
- Проведение работы по сохранности учебного фонда;
- Изучение и анализ использования учебного фонда;
- Расстановка новых изданий в фонде;
- Проведение рейдов по проверке состояния учебников;
- Работа по очистке фонда;
- Инвентаризация учебного фонда и его переоценка.
График работы:
Время работы: 13:00-16:00.
Выходные дни: суббота, воскресенье.
Каждый первый понедельник месяца – санитарный день
Правила пользования школьной библиотекой
Правила пользования школьной библиотекой МБОУ ООШ с. Екатериновка
I. Общие положения
1. Все учащиеся и работники школы, пользующиеся услугами школьной библиотеки, именуются в дальнейшем «читатели».
2. Все читатели имеют право свободного и бесплатного пользования библиотекой.
3. К услугам читателей представляются: фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся, методической, научно-педагогической, справочной литературы для преподавателей, справочно-библиографический аппарат: каталоги, индивидуальные, групповые и массовые формы работы с читателями.
4. Библиотека обслуживает читателей на абонементе.
5. Режим работы библиотеки определяется приказом директора.
II. Права, обязанности и ответственность читателей
1. Каждый читатель имеет право:
-пользоваться следующими бесплатными библиотечно-информативными услугами:
-получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания;
-получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации;
-продлевать срок пользования литературной в установленном порядке;
-пользоваться справочно-библиографическим и информационным обслуживанием;
-получать библиотечно-библиографические и информационные знания, навыки и умения самостоятельно пользования библиотекой, книгой, информацией;
-принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой;
-обжаловать действия библиотечных работников, ущемляющих его права, у директора школы;
2. Читатели обязаны:
-соблюдать правила пользования библиотекой;
-бережно относится к произведениям печати и другим носителям информации, полученным из фонда библиотеки (не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать, не загибать страниц и т.д.);
-возвращать в библиотеку книги и другие документы в строго установленные сроки;
-не выносить книги и другие документы из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
-пользоваться ценными и единичными экземплярами книг, справочными изданиями только в помещении библиотеки;
-при получении печатных изданий и других документов из библиотечного фонда читатель должен просмотреть их в библиотеке и в случае обнаружения дефектов сообщить об этом библиотечному работнику, который сделает на них соответствующую пометку; -расписываться в формуляре за каждое полученное в библиотеке издание (кроме учащихся 1-2 классов);
-при утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же, либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными;
-не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
-не вынимать карточек из каталогов и картотек;
-при выбытии из школы вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;
-соблюдать в библиотеке тишину и порядок.
III. Обязанности библиотеки
1. Библиотека обязана:
- обеспечить бесплатный доступ читателей к библиотечным фондам и бесплатную выдачу во временное пользование печатной продукции;
- обеспечить оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей;
-своевременно информировать читателей обо всех видах предоставляемых услуг;
-предоставлять в пользование каталоги, картотеки, осуществлять другие формы библиотечного информирования;
-изучать потребности читателей в образовательной информации;
-вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий;
-проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний;
-вести устную и наглядную массово-информационную работу, организовывать выставки литературы, библиографические обзоры, дни информации, литературные вечера и другие мероприятия;
-систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных произведений печати;
-обеспечивать читателей необходимой литературой в каникулярное время;
-проводить в начале учебного года ежегодную перерегистрацию читателей;
-проводить мелкий ремонт и своевременный переплет книг, привлекая к этой работе читателей библиотеки;
-создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей;
-обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями учебного заведения;
-отчитываться о своей деятельности в соответствии с положением о библиотеке;
IV. Порядок пользования библиотекой
1. На каждого читателя заполняется читательский формуляр;
2. При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском формуляре;
3. Читательский формуляр является документов, удостоверяющим факт и дату выдачи читателям печатных и других источников информации и их возвращение в библиотеку;
4. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. Предусматривается выделение:
- одного раза в месяц – санитарного дня;
V. Порядок пользования абонементом
1. Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
2. Обучающимися, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов в пределах ФГОС, образовательных стандартов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники, учебные пособия.
3. Максимальные сроки пользования документами:
-учебники, учебные пособия — учебный год;
-научно-популярная, познавательная, художественная литература ~ 1 месяц;
-периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
4. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
VI. Порядок пользования читальным залом
1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются.
2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
3. Читатели (за исключением учащихся 1-2-х классов) расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий, возвращение издания фиксируется подписью работника библиотеки.
Анализ работы школьной библиотеки МБОУ ООШ с. Екатериновка
Основными задачами школьная библиотека считает: информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, пропаганда чтения как формы культурного досуга, обеспечение культурного развития читателя, необходимость вести пропаганду литературы в помощь учебно-воспитательному процессу через беседы, обзоры, массовые мероприятия, работу с родителями с целью пропаганды книг в помощь воспитанию и развитию.
В библиотеке проводятся различные массовые мероприятия: обзоры, конкурсы и викторины, устные журналы .Библиотека оказывает помощь учителям в проведении мероприятий. Составлен заказ на учебную литературу по федеральному перечню учебников.
Проведено списание учебников по истечении 5 лет использования,
Проводится работа по привлечению детей к чтению в школьной библиотеке.
Главные цели работы – развитие свободной, жизнелюбивой и талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной и творческой деятельности, нравственному поведению и экологической культуре через любовь и уважение к чтению и книге.
Были выписаны газеты:
- «Знамя октября».
- «Липецкие известия».
- «Учительская газета».
- Журнал «Золотой ключик»
- "Добрая дорога детства"
На начало учебного года учащиеся обеспечены учебниками на 100% обеспеченности. Обеспеченность учебниками комплектовалась из расчёта 5 -6 экземпляров на класс, но так как наполняемость классов неравномерная (от 2 до 7 учащихся), в некоторых случаях количество учебников избыточно.
Работа с учебным фондом.
1.Проведена диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями.
Результат диагностирования следующий:
1 класс -100 %
2 класс- 100%
3 класс- 100%
4 класс- 100%
5 класс- 100 %
6 класс- 100 %
7 класс- 100 %
8 класс- 100 %
9 класс- 100 %
Итого по школе обеспеченность учебниками – 100 % от потребности.
1. В течение года проводится информация учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.
2. Ведётся учёт резервного фонда учебников.
3. Два раза в год проведены рейды по сохранности учебного фонда, даны соответствующие рекомендации. Учебники сохранены удовлетворительно.
Следует в течение учебного года продолжить операции «Книжкина больница». Совместно с активом библиотеки вести пропаганду бережного отношения к книгам.
Работа с фондом художественной литературы.
1.Обеспечен свободный доступ к художественному фонду для всех читателей.
2.Соблюдается правильность расстановки фонда на стеллажах.
3.Ведётся контроль над своевременным возвратом в фонд выданных изданий.
4.Ведётся работа по мелкому ремонту книг с привлечением учащихся.
5.Была оформлена выставка «Эти книги вы лечили сами».
6.Были оформлены полочные указатели.
8.Проведена инвентаризация фонда библиотеки.
9.Ведётся необходимая документация по фонду художественной литературы:
- инвентарная книга;
- читательские формуляры.
Работа с читателями и пропаганда литературы.
1.Проведена перерегистрация читателей в сентябре месяце.
2.Проведены экскурсии «Знакомство с библиотекой» для 1 класса.
3. При записи в библиотеку проводятся индивидуальные беседы с читателями, рекомендательные беседы, беседы о прочитанном при посещении библиотеки.
4.Проведён праздник «Посвящение в читатели» в 1-4 классах.
5.С 5-6 классами проведена викторина «Азбуку дорожную знать каждому положено».
6. Проведено мероприятие: КВН с 5-7 классами по сказкам Пушкина «Что за прелесть эти сказки!».
7.Проведена игра с учащимися начальных классов по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках».
8.Для детей-инвалидов проведена встреча с поэзией Михалкова.
9. Библиотека принимала активное участие при проведении мероприятий в школе:
-подбор литературы к стенгазетам и сообщениям
-подбор материалов к рефератам и викторинам.
-книжные выставки и обзоры литературы проводились в соответствии с планом работы библиотеки.
Пропаганда литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Были оформлены выставки книг:
- «Отчизны славные сыны»
-«Вышли мы все из народа»
- «Профессия – Учитель»
- «От кольчуги до мундира»
- «12 декабря – День Конституции РФ»
- выставка и обзорная беседа «История партизанского движения»
-День Победы: подбор материала и подготовка чтецов для чтения «Книги памяти» на митинге у Братской могилы.
-конкурс стихов «По военной дороге».
-ведётся работа по оформлению накопительной папки «Символы нашей Родины».
- Составлены рекомендательные списки: «В славных землях донских», «История России».
-проведена беседа «Русские художники о военном прошлом России» с учащимися 6-7 классов.
- проведён краеведческий час «Исторические картинки малой Родины».
Пропаганда литературы по экологии, здоровому образу жизни.
1.Оформлены выставки книг:
-«С любовью к природе».
-«Международный день птиц».
2.Подбор литературы для бесед о здоровом образе жизни для классных часов.
3.Оформлены накопительные папки:
- «В обнимку с природой».
- «Береги здоровье смолоду».
4.Подготовлен рекомендательный список «О братьях наших меньших».
Пропаганда литературы по профориентации.
1.Оказывалась помощь в подборе материалов для классных часов по профориентации
2.Оформлены выставки
- «Кем быть?»
- «Юным эрудитам, знатокам и мастерам».
3. Оформлена «Папка затейника».
Информационная работа.
Работа с педагогическим коллективом
1.Совместно с учителями велась работа по составлению заказа на учебно-методическую литературу.
2.Оказание помощи учителям в подборе литературы к проведению предметных недель.
2. Оказывалась помощь в подборе материала для проведения педсоветов, заседаний методических объединений
Работа с учащимися школы.
Учащиеся обслуживаются согласно расписанию школьной библиотеки. Регулярно проводится просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников, принимаются меры для возвращения
книг в библиотеку. Библиотекарь беседует с вновь поступившими читателями о культуре чтения книг и журнальной периодике. Подобран список литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году.
Библиотечно-библиографические и информационные знания давались учащимся на библиотечных уроках по плану работы библиотеки.
2.Оказывалась помощь в подборе материала к предметным неделям.
3.Участие в проведении мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
4.Оформлена выставка и проведена беседа на тему «Ветеран ВОВ в моей семье».
7.Выставка книг «Великая Отечественная война и дети», громкое чтение книг на эту тему.
Учащиеся с удовольствием участвовали в проводимых мероприятиях, внимательно слушали рассказы по содержанию книжных выставок, изъявляли желание прочитать некоторые книги с выставки. Мальчики средних классов особенно интересовались военной тематикой, историческими вопросами.
Профессиональное развитие библиотекаря.
- работа по самообразованию с использованием опыта работы лучших библиотекарей:
-посещение семинаров;
-индивидуальные консультации;
-посещались совещания и педагогические советы, на которых рассматривалась работа библиотеки
- в работе библиотеки используются новые информационные технологии, компьютере.
Выводы и предложения:
1.Школьная библиотека выполняет необходимый объём работы по предоставлению пользователям информационного материала: пополняется фонд учебной литературы, но художественно литературы практически за год не добавилось.
Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной научно-популярной и детской литературы.
2.Читатели имеют свободный доступ к книжному фонду, умеют пользоваться указателями, имеющимися в библиотеке, но при работе со справочниками испытывают затруднения. Это говорит о слабом навыке работы с книгой. Следует во время проведения библиотечных уроков больше уделять внимание практической работе.
3.Рейды по сохранности учебников проводятся своевременно.
4. Необходимо актуализировать работу по возврату прочитанных книг.
5. Библиотекарю работать в более тесном контакте с классными руководителями и активом библиотеки в этом направлении.
6.Для проведения массовых мероприятий больше привлекать учащихся средней и старшей школы.
7.Разработать план тематических обзоров литературы совместно с учителями-предметниками для внеклассного чтения в средних и старших классах с целью стимулирования читательской активности учащихся среднего и старшего звена.
8. Продолжить работу над повышением качества и доступности информатизации, качества обслуживания пользователей.
9. Активизировать работу по использованию учащимися материалов на электронных носителях.